Евгений Михайлович Орлов – основатель Музея и главный хранитель музейных фондов – рассказывает историю создания МНИ:
 
Начиная с 80-х годов ХХ века, в оформительско-рекламной мастерской объединения «Сокол» стали скапливаться картины, подаренные художниками после выставок неофициального искусства. Так как большинство авторов этих выставок, не будучи членами Союза художников, не имело своих мастерских, возможность хранения картин у себя отсутствовала. Уже к 1984-му году количество картин заполнило все подсобные помещения и кабинет главного художника объединения, и тогда я принял решение развешивать их в производственных помещениях мастерской. Мастерская сразу приняла какой-то несоветский вид музея современного искусства, и мой друг художник Сергей Ковальский, зайдя ко мне по выставочным делам, предложил показывать новые работы художников формировавшейся тогда группы «5/4», что послужило толчком к продолжению развески картин в помещениях мастерской. Впоследствии там стали проводиться неофициальные выставки художников группы «5/4» и группы «7», устраивались собрания членов Совета ТЭИИ (ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства).
Все это способствовало еще большему притоку картин, которые художники оставляли до выставок и после них. Огромная картина Виталия Кубасова «Бой быков» постоянно падала на меня во время развески и перекладки картин, и я решил от нее избавиться, вернув после одной из выставок автору... но много лет спустя картина все равно каким-то путем вернулась ко мне и теперь занимает достойное место в коллекции музея. 
Наступило время перестройки. Количество выставок стало увеличиваться, одни картины безвозвратно уходили, другие поступали на мое ответственное хранение. 
Сергей Ковальский независимо от меня также собирал картины, подаренные ему художниками, а в дальнейшем – и их родственниками. 
В 1989-м году первые художники стали осваивать дом на Пушкинской, 10, а я стал собираться на длительный срок в Швецию. Нужно было уходить с работы в объединении «Сокол», и сразу же встал вопрос: куда девать картины? Лариса Улитина, организовавшая совместно с Сергеем Ковальским первую галерею на Пушкинской, 10, предложила мне перевезти работы в «Галерею 10-10». Переезд состоялся, а я, в свою очередь, отправился осваивать просторы Шведского королевства... 
Время было стремительное, все крутилось с бешеной скоростью, картины выметались из мастерских художников и вновь организованных галерей отъезжающими за границу соотечественниками и иностранцами. К сожалению, во время одного из моих отъездов за границу часть картин из моей коллекции безвозвратно исчезла из «Галереи 10-10». К счастью, другая ее часть находится сегодня в собрании Музея нонконформистского искусства. 
Собирая картины своих друзей, я и подумать тогда не мог, что стану причастным к созданию нашего музея и впоследствии его первым директором. Само Время с помощью моих друзей художников Вадима Воинова и Сергея Ковальского лепило из меня фигуру директора и знатока нонконформистского искусства... 
Постепенно Музей стал развиваться как выставочный и исследовательский центр независимого искусства Санкт-Петербурга. В собрании стали появляться произве- дения из Москвы и других городов России и Украины, а также Европы и Америки. 
К сожалению, из-за нехватки выставочных помещений коллекция долгое время хранилась в запасниках и только малыми частями экспонировалась в нашем музее и на других выставочных площадках Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, музеях и галереях США. Весной 2016 года мы открываем долгожданный зал постоянной экспозиции, что знаменует новый этап в истории МНИ.