Искусство глазами коллекционера. Из собрания Николая Кононихина" /> Музей Нонконформистского Искусства - Искусство глазами коллекционера. Из собрания Николая Кононихина
 
Музей нонконформистского искусства / Большой зал
Куратор – Сергей Ковальский
 
 
16 марта – 21 апреля
Открытие 16 марта 17:00
 
Каждую субботу в 17:00 – лекция-экскурсия Н. Кононихина по выставке
 
 
Название выставке дал цикл лекций Николая Кононихина в Государственном Русском музее, подготовленный на основе частной коллекции и показывающий неофициальную точку зрения на ленинградское искусство II половины ХХ века. Герои лекций и настоящей выставки – ленинградские художники, со многими из которых Н. Кононихин был знаком в 1990-е годы – годы формирования коллекции. Большинство из них ныне признанные классики, но есть и незаслуженно забытые. Личный взгляд коллекционера, его система ценностей позволяет вернуть их в сферу зрительского и профессионального внимания.
Структура выставки, освещающая разные школы, группы и объединения, призвана не то что бы разрушить оппозицию «официальное - неофициальное», но показать искусство Ленинграда в его богатстве, многообразии и развитии: от импрессионизма до абстракции. Отсюда и разделы выставки: «Советский импрессионизм», «Ленинградские ученики «Бубнового валета»», «Группа «одиннадцати»», «Ленинградская литография», «Круг Павла Кондратьева», «Общество «Аполлон»», «Неофициальное искусство».
Специальный «герой» выставки – нонконформизм. Постоянный гость в доме неофициального искусства, он реже приходил в мастерские к официальным художникам, в основном – «левого» ЛОСХа. Тем и интересен. Нонконформизм проявился в творчестве учеников Александра Осмеркина (Иван Годлевский), группы «одиннадцати» (Валерий Ватенин, Герман Егошин, Виталий Тюленев), круга Павла Кондратьева (Владимир Волков, Валентина Поварова, сам Кондратьев), общества «Аполлон» (Борис Калаушин, Григорий Израилевич, Ростислав Вовкушевский, Борис Стародубцев). «Рассадником вольнодумства», «государством в государстве», «оазисом» и «островом блаженных» называли Литографскую мастерскую. Там в советское время собрались «старики» - авангардисты Александр Ведерников, Борис Ермолаев, и их последователи Вера Матюх, Александр Агабеков, Владимир Видерман. Герта Неменова была кумиром неофициальных писателей, поэтов, художников.
Экспозицию выставки составили около пятидесяти произведений живописи и графики. Издана книга «Искусство глазами коллекционера. Вторая половина ХХ века. Ленинградский опыт», включающая лекции Н. Кононихина и 300 иллюстраций.
 
Авторский цикл лекций-экскурсий Николая Кононихина по выставке "Искусство глазами коллекционера".
Цикл, посвященный основным "территориям" ленинградского искусства II пол. ХХ века, был подготовлен для Русского музея, теперь его может прослушать каждый в Музее нонконформистского искусства. Вход свободный.
По субботам, начало в 17.00.
23 марта. Ленинградские ученики "Бубнового валета"
30 марта. Группа "одиннадцати" и их окружение
6 апреля. Ленинградская экспериментальная литографская мастерская
13 апреля. Круг Павла Кондратьева и Общество "Аполлон"
20 апреля. Неофициальное искусство
 
 
Museum of nonconformist art / Main hall
Art from collector’s point of view. Nikolay Kononikhin’s collection
Curated by Sergei Kovalsky
 
March 16th – April 21st
Opening on the 16th of March at 5 PM
Every Saturday at 5 pm Nikolay Kononikhin gives a lecture tour around the exhibition in Russian
 
 
The exhibition is named after a series of lectures that Nikolay Kononikhin gave at State Russian museum based on his own collection and revealing an unofficial point of view on Leningrad art of the second part of 20th century. The lectures and the exhibition are built around Leningrad artists with many of whom N. Kononikhin was in touch in the 1990-ies, when the collection was formed. Most of them became acknowledged by now, but some are unfairly forgotten. The collector’s personal point of view, his own value system brings them back to audience and professional attention.
The exhibition’s structure highlights different schools, groups and unions not aiming to break down the opposition between official and unofficial, but to show Leningrad art in its rich diversity and growth: from impressionism to abstraction. The exposition has divisions for: Soviet impressionism, Leningrad apprentices of the Knave of Diamonds, the group of Eleven, Leningrad lithograph, Pavel Kondratiev’s circle, Apollo society, Unofficial art.
Nonconformism is a special hero of the exhibition. A constant guest to the home of unofficial art, it also paid visits to the studios of official artists, especially the ones from the “left” wing of Leningrad branch of Union of Artists. And that’s curious. Nonconformism is evident in art of Aleksandr Osmerkin’s apprentices (Ivan Godlevsky), the group of Eleven (Valeri Vatenin, Herman Egoshin, Vitali Tulenev), Pavel Kondratiev’s circle (Vladimir Volkov, Valentina Povarova, Kondratiev himself), Apollo society (Boris Kalaushin, Grigori Izrailevich, Rostislav Vovkushevski, Boris Starodubtsev). The Leningrad lithograph workshop was known as a “hotbed of free-thinking”, a “state within state”, an “oasis”, a “holy fools’ island”. It was a place for senior avant-gardists Aleksandr Vedernikov, Boris Ermolaev and their followers: Vera Matukh, Aleksandr Agabekov, Vladimir Viderman. Gerta Nemenova was an idol for unofficial writers, poets and artists.
The expositions includes about 50 painting and graphic works. A book “Art from collector’s point of view. Second part of 20th century. Lenigrad experience” containing N. Kononikhin’s lectures and 300 images has been published recently (in Russian).
 
Every Saturday at 5 pm Nikolay Kononikhin will give a lecture tour around the exhibition in Russian. Each tour will cover one of the exposition’s segments.