МАКСА – Между Петербургом и Гамбургом" /> Музей Нонконформистского Искусства - МАКСА – Между Петербургом и Гамбургом
 
Музей нонконформистского искусства. Большой зал

4 августа — 2 сентября 2018 г. 

Открытие 4 августа в 17:00
Кураторы — Марайке Штурм, Томас Зелло (Германия)

 

На выставке «МАКСА – Между Петербургом и Гамбургом» представлены произведения МАКСЫ – российской художницы и перформера, охватывающие период с 1989 по 2010 г.. Произведения впервые выставляются в родном городе художницы после её смерти. МАКСА (Любовь Алексеевна Максютина) родилась в 1957 г. в Кировграде (Урал) и скончалась в 2012 году в Гамбурге. Художница получила академическое образование в СПбГХПА им. Штиглица (в то время – ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), а с 1985 г. была активным деятелем неофициального искусства, вошла в круг художников «Пушкинской-10», была членом группы СВОИ.
В 1994 г. МАКСА эмигрировала в Гамбург, но сохранила тесные связи с русской культурой, друзьями из России и Санкт-Петербургом. Именно в Петербурге были созданы её первые работы. Большинство из них имеет фигуративный характер, например, «Египетские Сфинксы» (по мотивам скульптур, установленных на набережной Невы в 1834 г.). Сама художница рассказывает: «Все мои темы рождаются из жизни. Никто не начинает с нуля. Старое – это плодородная почва, на которой дает побеги молодое».
В гамбургские годы МАКСА изучала новые художественные средства и возможности, экспериментируя с базовыми элементами — точкой и линией, что привело её к абстракции. Она выработала почерк, который придал её произведениям узнаваемый характер: изначально пытаясь сэкономить на материалах, художница использовала старый промышленный картон, вручную нанося на него глазурь. Она прорезала, процарапывала и проскабливала рисунки из точек и линий на этих поверхностях, создавая эффект глубины, затем покрывала их темной краской и завершала работу густыми мазками краски. На работах МАКСЫ можно увидеть скопления точек, похожих галактики, композиции из тонких линий, иногда – головы, случайно возникающие из точки, запятой или штриха. Не все работы получили названия, но всех их объединяет характерная легкость и решительность. Абстрактные формы полны энергии, которую помнит каждый, кому посчастливилось видеть художницу во время ее перформансов.
В рамках вернисажа выставки 4 августа в 17:00 состоится перформанс с участием Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского и арт-группы “СВОИ”.
Выставка проходит в сотрудничестве с Форумом Наследия Художников, Гамбург, в рамках фестиваля “20 лет МНИ” при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
 
Форум Наследия Художников
Некоммерческая организация, основанная в Гамбурге 15 лет назад, выступившая в 2017 г. со-учредителем Федеральной Ассоциации Художественного Наследия, принимает и сохраняет произведения художников Северной Германии. Зачастую наследие художников распадается на части и теряется до того, как его удается полностью каталогизировать. Иногда работы художников хранятся в неподобающих условиях ввиду нехватки у наследников места, знаний и финансовых ресурсов. Таким образом, исследователи теряет доступ к наследию художников, а их творчество остаются вне научного поля зрения. В большинстве случаев, музеи тоже неспособны принять наследие художника целиком, поэтому возникает потребность в институции, специализирующейся на этом вопросе.
 
www.kuenstlernachlaesse.de
 

 

 
Museum of nonconformist art. Main hall
MAKSA – Bridging St. Petersburg and Hamburg
August 4th — September 2nd 2018
Opening: August 4th at 5 PM
Curated by Mareike Sturm and Thomas Sello (Germany)

 

The exhibition MAKSA – Bridging St. Petersburg and Hamburg shows paintings created between 1989 and 2010 by the Russian painter, performance and installation artist MAKSA which are being shown for the first time since her death in her artistic hometown of St. Petersburg. MAKSA (Lioubov Alekseevna Maksioutina) was born in 1957 in Kirovgrad (Ural) and died in 2012 in Hamburg. Academically educated at the St Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design (formerly Vera Muchina Academy), MAKSA belonged since 1985 to the activists of the artists' house Puschkinskaya 10 and was a member of the SWOI group.
In 1994 she emigrated to Hamburg, but remained closely connected to Russian culture, her Russian artist friends and St. Petersburg. Here her first, mostly figurative works emerged, such as the Egyptian Sphinxes, which found their place on the Neva in 1834. "For me, the themes are born out of life. You do not start from zero. The old is the fertile soil from which the new springs. "
In the Hamburg years, MAKSA explored all the artistic possibilities that resulted from experimenting with the basic elements point and line and that led them increasingly into the absence of meaning. She developed a handwriting that gave her pictures an unmistakable character: originally for cost reasons, she painted all her life on smooth industrial cardboard on which she wiped glaze with her bare hands. She peeled, scratched and scraped structures of dots and lines into these surfaces, illuminating the depths of the picture, into which she rubbed dark colours and often reworked them with impasto brushstrokes. Thus, galaxy-like point collections, delicate line structures or sometimes heads that emerge as randomly from point, comma, dash. Titled only partially, MAKSA's series of works unite glimpses of lightness with artistic decisiveness. The abstract shapes are full of the energy that everyone felt who was lucky enough to experience the artist in her performances.
As part of the opening on August 4th at 5 PM a performance by Vladimir Volkov, Vyacheslav Gayvoronski and “SWOI” art group will take place.
A collaboration with the Forum for the Estates of Artists, Hamburg. In the framework of the festival “Museum of nonconformist art — 20 years” with kind support of the St. Petersburg committee of culture.
 
Forum for the Estates of Artists
The non-profit association, founded fifteen years ago in Hamburg and co-founder of the Federal Association for Artistic Estates (BKN) in 2017, receives and maintains works by artists from Northern Germany. Often, artist estates are torn apart and scattered to the winds before they are catalogued in their entirety, or works are stored under desolate circumstances. One of the reasons for that the heirs lack the necessary space, knowledge and funding. All of this impedes an academic assessment and the building of a complete stock of knowledge about our artists and their oeuvres. As museums are most of the time also unable to house entire estates of artists, this situation calls for an institution which provides an institutional framework dedicated to this task.
www.kuenstlernachlaesse.de