Музей Нонконформистского Искусства
  • ПОСЕЩЕНИЕ
    • ЭКСКУРСИИ
  • O МУЗЕЕ
    • ПЛОЩАДКИ
    • КОЛЛЕКЦИЯ
    • АРХИВ
    • ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
    • КНИЖНЫЙ ПРИЛАВОК
  • АФИША
    • ВЫСТАВКИ
    • МЕРОПРИЯТИЯ
    • ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН
  • ОБРАЗОВАНИЕ
    • АРТ-КУРС
    • ШКОЛА ПАЙДЕЙЯ
    • СТУДЕНТАМ
    • ШКОЛЬНИКАМ
  • КОНТАКТЫ

ЦИФРА И РОЗА

 
 

В Музее нонконформистского искусства открывается международная выставка «Цифра и Роза / La Figure et la Rose».

29 июля – 3 сентября 2017 

Выставка посвящена готике в современном искусстве 

 

29 июля 2017 года в Большом зале Музея нонконформистского искусства впервые в России открывается выставка, посвященная готическому тренду в современном искусстве. В одном пространстве объединены произведения художников России, Франции и Финляндии, работающих в современном «готическом» стиле. 

Отправной точкой для выставки явилась книга известного специалиста по Средневековью Франциски Фуртай «Энциклопедия ars mechanicus высокой готики. Альбом Виллара де Оннекура», вышедшая в свет в декабре 2016 года. Книга представляет собой всестороннее исследование уникального памятника средневекового искусства и культуры – альбома французского архитектора первой половины XIII века. 

Начиная с середины 90-х годов XX века в современном искусстве заметна устойчивая «готическая» тенденция. Её появление было связано как с глубинными метакультурными процессами, идущими в современной цивилизации, так и с локальными процессами – рождением на рубеже 80-90х годов виртуального пространства и новых форм коммуникаций. 

На выставке в Музее нонконформистского искусства будут представлены живопись, графика, видеоарт, скульптура, анимация в стиле квазиготики; многие из произведений созданы специально для этой выставки. Французская художница Агата Симон создает инсталляцию, посвященную Виллару де Оннекуру, непосредственно в залах музея. На открытии выставки Агата Симон и Наталия Цветкова покажут перформансы, Франческа Шилова представит коллекцию ювелирных украшений в «готическом» стиле. В рамках выставки запланированы презентация книги «Энциклопедия ars mechanicus высокой готики. Альбом Виллара де Оннекура», творческие встречи с художниками-участниками выставки, мастер-классы и лекции, посвященные истории и искусству Франции, готике и квазиготике. 

Кураторы: Франциска Фуртай, Дженнет Атаева, Елизавета Ординарцева 

Участники выставки: Петр Алексеев (Россия), Борис Анушин (Россия), Алексей Архипов (Россия), Андрей Бахурин (Россия), Матье Бернар-Мартен (Франция), Николай Боголюбов (Россия), Екатерина Бондаренко (Россия), Мари Валлден (Финляндия), Ирина Варшавская (Россия), Андрей Геннадиев (Россия), Татьяна Голосовская (Россия), Мануэль Гомес (Франция), Светлана Дунаева (Россия), Александр Зайцев (Россия), Ирина Иванова (Россия), Любовь Иночкина (Россия), Александр Кобяк (Россия), Полина Краснова (Россия), Александра Макарова-Счастливая (Россия), Бенжамин Мис (Франция), Олег Панов (Россия), Инна Попова (Россия), Жюльен Порисс (Франция), ShirrStone Shelter (Россия), Кирилл Ростовский (Россия), Даниил Руденко (Россия), Даша Рыбина (Россия), Николай Сажин (Россия), Екатерина Савельева (Россия), Маша Семенская (Россия), Агата Симон (Франция), Андрей Стрельников (Россия), Лоик Тирион (Франция), Игорь Филатов (Россия), Сергей Фролаков (Россия), Наталия Цветкова (Россия), Франциска Шилова (Россия), Маргарита Широковских (Россия).

#МЕНЯНЕВЗЯЛИ

 
 
Проект #МеняНеВзяли нацелен на выявление внутренних и внешних ограничений в современном искусстве через истории отдельных произведений художников ТСК. Вооружившись хэштегом, который стремительно набрал популярность в соц. сетях весной этого года, кураторы предложили художникам показать те работы, которые ранее по техническим, бытовым, идеологическим, эстетическим, концептуальным или иным причинам оставались вне поля зрения публики. Следуя традициям коллективных выставок на «Праздник Дома» и логике самого проекта, кураторы не проводили отбора произведений, единственным неумолимым критерием остался критерий времени: некоторые предполагаемые экспонаты не успели на выставку. 
В процессе сбора работ и их историй были выявлены три основных варианта интерпретации названия выставки, что позволило разделить произведения на три категории: 
 
1. #МеняНеВзяли организаторы / коллекционеры / зрители 
А. Визиряко, Л. Волчек, Л. Долинский, А. Жбанов, В. Зорин, М. Каверзина, С. Ковальский, М. Колдобская, Е. Коновалова, Сан-Сан, М. Мельников-Серебряков, Н. Сычев, Е. Орлов, Ю. Рыбаков, А. Уянаев, А. Чежин, В. Шмагин, Н. Якимчук. 
Наиболее многочисленная группа. Любопытно, что во времена действия официальной цензуры отвергающие легко выносили «приговор» и объясняли причины отказа, а теперь, видимо, в силу тактичности и нежелания брать на себя ответственность за вердикт, художник чаще всего слышит «не знали, как повесить». 
 
2. #МеняНеВзяли сами авторы 
В. Андреев, А. Васильев, О. Котельников, Б. Кошелохов, Е. Тыкоцкий, Б. Хазард. 
У работ из этой категории самые интересные истории. Это картины, которые вызывают (или вызывали на определенном этапе) сомнения у своих создателей. Тем не менее, они не были уничтожены и годами и десятилетиями хранились в мастерских, вероятно, в ожидании подходящего проекта. 
 
3. #МеняНеВзяли как сюжет произведения 
О. Зайка, Ю. Медведев, И. Оласюк, А. Подобед. 
Эта категория объединяет четыре совершенно разные работы. Олег Зайка представил философско-ироническую картину о социальной иерархии. Юрий Медведев изобразил сцену просмотра контрольной комиссией концерта детской самодеятельности, то есть сам момент вершения цензуры. Работа Ивана Оласюка возникла приняв краску, не попавшую на другую картину. Александр Подобед представил графические впечатления от «нисхождения в мир отверженных» – в психиатрическую лечебницу. 
 
Другие примеры интерпретации темы выставки предложили Белла Гадаева в экзистенциальной монотипии, Александр Гончарук в работе к юбилею К. Малевича, Владимир Духовлинов в графической серии, отчасти вдохновленной утратой более раннего произведения, Олег Маслов и Виктор Кузнецов – авторы картины, вернувшейся из 15-тилетнего «плена», и Сергей Ларионов, который даже не предлагал никому свой холст. 
 
Представленная выставка может послужить началом аналитического размышления, к которому мы приглашаем присоединиться зрителей: читайте истории и делайте собственные выводы о природе и логике ограничений в современном искусстве! 
 
Кураторы – Елизавета Ординарцева, Анастасия Пацей

БУДЬТЕ КАК ДЕТИ

 
 
Музей нонконформистского искусства / Большой зал
Будьте как дети 
Саратовские художники-нонконформисты
20 мая – 14 июня
Открытие 20 мая в 17.00
Кураторы – Юлия Пляшкевич, Сергей Ковальский
В конце 1950-х годов буквально в подполье Саратовского художественного музея им. Радищева вокруг вернувшегося из французской эмиграции художника Николая Гущина (1888-1965) сложилась группа художников-нонконформистов. В нее вошли молодые реставраторы Михаил Аржанов (1924-1981) и Владимир Солянов (1927), и студенты худ. училища Вячеслав Лопатин (1937), Людмила Перерезова (1935-2009) и Виктор Чудин (1936).
На выставке представлены их работы с середины ХХ века до сегодняшних дней. Это эклектическое собрание произведений, где импрессионизм дружит с геометрией, метафизика - с документальной графикой, философия - с детскими почеркушками, а «олимпиадные» кроссовки оставляют след ботинок Ван Гога. Фуза, монохром, коллаж, портреты на посылочных ящиках, рисунки на страницах студенческих рефератов, графический дневник на папиросных пачках – все вошло в экспозицию.
 
Museum of nonconformist art / Main hall
Be like children
Saratov nonconformist art
May 20th – June 14th
Opening on the 20th of May at 5 PM
Curated by Yulia Pliashkevich and Sergey Kowalski
A nonconformist art group was formed in late 1950’s literally in the underground of Saratov Art Museum around Nikolay Gushin (1888-1965), an artist recently returned from French immigration. The group united young restorers: Mikhail Arzhanov (1924-1981) and Vladimir Solianov (1927) and students of the Art Academy: Viacheslav Lopatin (1937), Ludmila Pererezova (1935-2009) and Viktor Chudin (1936).
The exhibition features their work from the middle of XX century till nowadays. It’s an eclectic collection, where impressionism comes together with geometry, metaphysics combine with documental graphics, philosophy –
with childish sketches and Olympic sneakers leave a Van Gogh boot print. Fuse, monochrome, collage, portraits on post boxes, drawings on student papers, a graphic diary on cigarette boxes – everything is exhibited.

Леонард Лапин и Малле Лейс. За Железным занавесом (18+)

 
 
Западные влияния в эстонском поп-арте советского периода
15 апреля – 14 мая
Открытие 15 апреля в 17.00
Кураторы – Мариан Кивила и Ян Лео Грау
Выставка призвана дать краткое представление об эстонском поп-арте советского периода с конца 1960-х по начало 1990-х годов через произведения двух художников, признанных пионеров советско-эстонского поп-арта: Леонарда Лапина и Малле Лейс. Из всего Советского союза только в Эстонии поп-арт имел право на существование, оказавшись, таким образом, одним из самых интересных феноменов в истории эстонского искусства. Сами художники называли это отчасти локальное явление «союзный поп» или «советский поп», поскольку от недостатка информации восприятие западного искусства было искажено.
Леонард Лапин (1947) – широко известный диссидент, чье искусство было отвергнуто государством. Он совместил поп-арт с отсылками к русскому авангарду 1920-х. В ранних работах Лапина фигурируют Уорхоловские банки супа и местные суперзвезды, но позже его произведения становятся все более политическими и, игнорируя утвержденные государством утопические образы, призывают бороться с художественным подавлением.
Малле Лейс (1940) начала художественную карьеру в 1960-х с привнесения образов из западной хиппи-культуры на локальную арт-сцену. Она экспериментировала и с абстрактным экспрессионизмом и геометрической абстракцией, но самое продолжительное влияние на ее творчество оказал поп-арт. Тем не менее, ее произведения нельзя отнести к «чистому поп» благодаря включению индивидуальных, персонализированных элементов, например, портретов членов семьи.
Выставка приурочена к столетию Эстонской Республики
В рамках выставки будет возможность приобрести некоторые произведения для частных коллекций.
      

 

ТРАНСПОЗИЦИИ II

 
Наши пути к трансцендентной бездомности

 

11 марта — 09 апреля 2017 г.

 

Музей нонконформистского искусства Большой зал

 

C 11 марта по 09 апреля в Музее нонконформистского искусства пройдёт выставка участников программы Санкт-Петербургской Арт-резиденции. Через инсталляции, фотографии, видео-работы и перформансы 12 художников из разных стран мира представят свои идеи о том, что такое «дом» в современном мире.
 
Куратор — Анастасия Пацей

 

При поддержке Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета

 

Что означает для современного человека такое сложное и, одновременно, такое простое понятие как «дом»? Как путешествия и цифровые технологии влияют на наши отношения с домом? Существует ли реальное или воображаемое место, где любой человек может чувствовать себя дома? Эти вопросы организаторы выставки «Транспозиции II» задают 12-ти художникам из разных стран мира, которые большую часть своей жизни проводят в путешествиях.
С древнейших времен дом играет важнейшую роль в жизни человека, определяет стратегии его поведения, обычаи и традиции. Границы дома — это границы между внутренним/внешним, понятным/необъяснимым, своим/чужим, порядком/хаосом, защищённостью/опасностью. Исследователи считают, что в том, как человек соотносит себя со своим домом, раскрывается социо-культурная парадигма его времени.
Современные художники — своего рода номады, прокладывающие новые кочевые маршруты и перекраивающие общепринятые карты культурной географии мира. Они очень мобильны и часто живут и работают в нескольких местах одновременно. Их путь — поиск воображаемого дома — повторяет путь человека XX в., потерявшего связь с землёй, но нашедшего свободу в «трансцендентной бездомности».
Инфраструктура современного искусства, охватившая весь мир, предполагает быструю реакцию, динамичность и готовность к постоянным путешествиям между арт-резиденциями, биеннале, фестивалями и конференциями. Так формируются миграционные творческие стратегии авторов, которые, постоянно перемещаясь по миру, больше не связывают понятие «дома» с конкретной точкой на карте. Для современного художника «дом» — это не здание, но связи между людьми, культурный обмен и сам процесс путешествия.
Сегодня по всему миру существуют программы арт-резиденций, которые становятся для художников глобальным домом, предоставляют возможность жить и работать в определенной местности, сообществе и культуре. В то же время, постоянное пребывание в состоянии «транспозиции» (перемещения), и глубокая интеграция международного компонента в практику современных авторов продолжает традицию отчуждения от дома и «домашнего» культурного паттерна. Современной художник редко позиционирует себя как представителя исключительно локальной культуры и формирует свою идентичность на основе заимствований, синтеза и постоянного обмена.
Проект «Транспозиции II» обращается к творчеству художников из разных стран, чья практика связана с современным номадизмом, пограничными культурными ситуациями и работой в арт- резиденциях. В частности, все они принимали участие в программе Санкт-Петербургской Арт- резиденции (SPAR) в период с 2015 по 2017 гг. В своих произведениях художники рассказываю об образе воображаемого «дома», о том, как они выстраивают и разрушают собственную связь с этим феноменом и как это влияет на их творчество. Таким образом, на выставке в Музее нонконформистского искусства будет представлена своеобразная коллекция авторских маршрутов поиска «трансцендентной бездомности».

 

Контакты для прессы: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. | +7 (931) 532 98 35
Место проведения: Музей нонконформистского искусства (большой зал) Вход с Лиговского пр., д. 53 (Арт-центр «Пушкинская-10», к. С, 4 эт.)
Свободный вход на вернисаж 11 марта в 17:00
Подробнее о режиме работы, билетах и публичной программе: www.nonmuseum.ru
 
УЧАСТНИКИ
Каждый автор подходит к исследованию понятия «дома» по-своему. Для американских художников Андреи Станислав и Дина Лозова это, в первую очередь, местное сообщество и люди, с которыми они встречаются. Их перформанс «Reflect» — многодневная прогулка по Санкт-Петербургу в авторских костюмах, покрытых тысячами зеркальных значков, которые художники раздают прохожим взамен на их фото и ответ на вопрос «Что такое дом?».
Багамский художник Кишан Мунро отправляется в плавание вокруг родных островов на самодельном плоту и транслирует своё путешествие через Интернет, отправляя сообщения, видео и фотографии посетителям выставки в музее.
Автор из Японии — Нобушиге Коно — конструирует инсталляцию, переосмысляющую традиционные архитектурные образы. Для строительства своего утопического жилища он использует всевозможные найденные объекты и мусор с улиц Санкт-Петербурга.
Маргарита Маркс, родившаяся в Казахстане и эмигрировавшая со своей семьей в Германию, организует собственную 40-дневную резиденцию в поезде из Берлина в Караганду. Навещая своих родственников, она пытается восстановить путь родителей и вернуться «домой».
Французская художница Лада Необердина в серии ручных вышивок рассказывает историю об эмансипации женщины, которая сопротивляется приказу «Сиди дома» и выходит в городское пространство.
Для шведской художницы иранского происхождения Дорны Асланзадех пространством «дома» становится пространство языка. В своём проекте «Retracing A Language» она изучает русский, который когда-то знала в детстве. Однако, вместо традиционных учебников она использует минималистичные постеры и коллажи. Ина Отцко (Норвегия) в своей чёрно-белой фотографической серии исследует взаимоотношения человеческой пластики с домашним интерьером.
Своими размышлениями на тему дома в формате видео-произведений также поделятся Йоханнес Жерар (Германия/Нидерланды) и Лейя Мона Тавил (США), а художницы Агате Симон (Франция) и Грейс Юна Ким (США) представят партисипаторные перформансы. 

Иннокентий Благодатов. 50 лет

 
Иннокентий Благодатов. 50 лет
Живопись
Куратор – Евгений Орлов
11 февраля – 5 марта
 
Иннокентий Благодатов прошёл хорошую школу, начиная с домашней коллекции Николая и Раисы Благодатовых, одного из лучших собраний андерграунда Ленинграда и Москвы, и затем – уже по собственному выбору – влияние «Новых художников» и Владимира Яшке. Школа дала богатую живописную культуру. Стиль же сложился собственный. Живопись Иннокентия узнаваема на художественных выставках города: отличает её не только своеобразная манера, выразительность, но и сильная эмоциональная насыщенность. Его работы не бывают «пустыми». В них главное  – чувство, отношение автора к изображаемому мотиву. Поэтому в живописи Иннокентия нет и не может быть авторских штампов, когда на хорошо отработанный (однажды найденный) приём «накладывается» тот или иной сюжет. У Иннокентия главное – восторженное восприятие сюжета, для которого он находит те приёмы и краски, которые не просто способны зафиксировать отношение автора, но и полностью захватить зрителя. Избранный сюжет формирует авторский стиль и палитру. Это может быть зелень, заполняющая почти весь холст, за которой город только угадывается; осенняя роща, опрокинувшаяся в озеро, в буйном многоцветье красок; собор сочно-жёлтого цвета, основательный, кряжистый, обрамлённый плотно-зелёными кулисами деревьев; или воздушно-светлый храм с воздетым к небу изящным куполом, на фоне которого деревья лишь намечены линиями скупого рисунка. Для городского пейзажа художник также использует разные живописные приёмы – от акварельной прозрачности утреннего пейзажа до экспрессивного столкновения разноцветных мазков тесной городской застройки. И всё же эти работы – столь, казалось бы, непохожие, - объединяет стиль, в котором отражена яркая, талантливая индивидуальность автора.
 
Лариса Скобкина
 
 
Innokenty Blagodatov. 50 years
Painting
Curated by Evgeny Orlov
February 11th – March 5th
 
Innokenty Blagodatov’s art school was his parents, Nickolay and Raisa Blagodatovs’ private collection – one of the best underground art collections of Leningrad and Moscow. Then, upon his own choice, he was influenced by the «New artists» and Vladimir Yashke. Such a school picturesquely enriched him, but the style he formed was unique. Innokenty's paintings could be easily recognised at art exhibitions around the city: not only peculiar manner and expressiveness, but also a strong emotional intensity distinguishes them. His works are never «empty». Their main trait is the feeling, the author's attitude towards the represented subject. In Innokenty’s paintings there are and could be no authorial clichés, such as when a perfect technique (once found) is applied for any subject. Innokenty perceives the subject rapturously and finds methods and colours that are able not only to fixate his attitude, but to fully capture the viewer. A chosen story forms author's style and palette. It can be vegetation turning almost the entire canvas green, leaving the city behind as only a guess; an autumn grove of riotous multicolours capsized in a lake; a lush yellow, solid cathedral framed by thickly-green trees; or an air-light church with an elegant dome raised to the sky while the trees are slightly outlined. For cityscapes the artist also uses different picturesque techniques - from watercolour transparency of a morning landscape to an expressive clash of colourful strokes of thickset town buildings. Nonetheless all these works that seem quite diverse are united by the style that reflects a bright and talented personality of the author.
 
Larisa Skobkina
 

Page 2 of 4

    StartPrev1234NextEnd
УЧРЕЖДЕНИЕ “МУЗЕЙ НОНКОНФОРМИСТСКОГО ИСКУССТВА"
Санкт-Петербург | Арт-центр “Пушкинская-10” | Вход с Лиговского пр., 53

WWW.NONMUSEUM.RU

СР-ПТ 16:00 - 20:00 Сб-ВС 12:00 - 20:00
+ 7 (812) 764 48 52 | +7 921 550 17 06