ТРАНСПОЗИЦИИ II" /> Музей Нонконформистского Искусства - ТРАНСПОЗИЦИИ II
 
Наши пути к трансцендентной бездомности

 

11 марта — 09 апреля 2017 г.

 

Музей нонконформистского искусства Большой зал

 

C 11 марта по 09 апреля в Музее нонконформистского искусства пройдёт выставка участников программы Санкт-Петербургской Арт-резиденции. Через инсталляции, фотографии, видео-работы и перформансы 12 художников из разных стран мира представят свои идеи о том, что такое «дом» в современном мире.
 
Куратор — Анастасия Пацей

 

При поддержке Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета

 

Что означает для современного человека такое сложное и, одновременно, такое простое понятие как «дом»? Как путешествия и цифровые технологии влияют на наши отношения с домом? Существует ли реальное или воображаемое место, где любой человек может чувствовать себя дома? Эти вопросы организаторы выставки «Транспозиции II» задают 12-ти художникам из разных стран мира, которые большую часть своей жизни проводят в путешествиях.
С древнейших времен дом играет важнейшую роль в жизни человека, определяет стратегии его поведения, обычаи и традиции. Границы дома — это границы между внутренним/внешним, понятным/необъяснимым, своим/чужим, порядком/хаосом, защищённостью/опасностью. Исследователи считают, что в том, как человек соотносит себя со своим домом, раскрывается социо-культурная парадигма его времени.
Современные художники — своего рода номады, прокладывающие новые кочевые маршруты и перекраивающие общепринятые карты культурной географии мира. Они очень мобильны и часто живут и работают в нескольких местах одновременно. Их путь — поиск воображаемого дома — повторяет путь человека XX в., потерявшего связь с землёй, но нашедшего свободу в «трансцендентной бездомности».
Инфраструктура современного искусства, охватившая весь мир, предполагает быструю реакцию, динамичность и готовность к постоянным путешествиям между арт-резиденциями, биеннале, фестивалями и конференциями. Так формируются миграционные творческие стратегии авторов, которые, постоянно перемещаясь по миру, больше не связывают понятие «дома» с конкретной точкой на карте. Для современного художника «дом» — это не здание, но связи между людьми, культурный обмен и сам процесс путешествия.
Сегодня по всему миру существуют программы арт-резиденций, которые становятся для художников глобальным домом, предоставляют возможность жить и работать в определенной местности, сообществе и культуре. В то же время, постоянное пребывание в состоянии «транспозиции» (перемещения), и глубокая интеграция международного компонента в практику современных авторов продолжает традицию отчуждения от дома и «домашнего» культурного паттерна. Современной художник редко позиционирует себя как представителя исключительно локальной культуры и формирует свою идентичность на основе заимствований, синтеза и постоянного обмена.
Проект «Транспозиции II» обращается к творчеству художников из разных стран, чья практика связана с современным номадизмом, пограничными культурными ситуациями и работой в арт- резиденциях. В частности, все они принимали участие в программе Санкт-Петербургской Арт- резиденции (SPAR) в период с 2015 по 2017 гг. В своих произведениях художники рассказываю об образе воображаемого «дома», о том, как они выстраивают и разрушают собственную связь с этим феноменом и как это влияет на их творчество. Таким образом, на выставке в Музее нонконформистского искусства будет представлена своеобразная коллекция авторских маршрутов поиска «трансцендентной бездомности».

 

Контакты для прессы: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. | +7 (931) 532 98 35
Место проведения: Музей нонконформистского искусства (большой зал) Вход с Лиговского пр., д. 53 (Арт-центр «Пушкинская-10», к. С, 4 эт.)
Свободный вход на вернисаж 11 марта в 17:00
Подробнее о режиме работы, билетах и публичной программе: www.nonmuseum.ru
 
УЧАСТНИКИ
Каждый автор подходит к исследованию понятия «дома» по-своему. Для американских художников Андреи Станислав и Дина Лозова это, в первую очередь, местное сообщество и люди, с которыми они встречаются. Их перформанс «Reflect» — многодневная прогулка по Санкт-Петербургу в авторских костюмах, покрытых тысячами зеркальных значков, которые художники раздают прохожим взамен на их фото и ответ на вопрос «Что такое дом?».
Багамский художник Кишан Мунро отправляется в плавание вокруг родных островов на самодельном плоту и транслирует своё путешествие через Интернет, отправляя сообщения, видео и фотографии посетителям выставки в музее.
Автор из Японии — Нобушиге Коно — конструирует инсталляцию, переосмысляющую традиционные архитектурные образы. Для строительства своего утопического жилища он использует всевозможные найденные объекты и мусор с улиц Санкт-Петербурга.
Маргарита Маркс, родившаяся в Казахстане и эмигрировавшая со своей семьей в Германию, организует собственную 40-дневную резиденцию в поезде из Берлина в Караганду. Навещая своих родственников, она пытается восстановить путь родителей и вернуться «домой».
Французская художница Лада Необердина в серии ручных вышивок рассказывает историю об эмансипации женщины, которая сопротивляется приказу «Сиди дома» и выходит в городское пространство.
Для шведской художницы иранского происхождения Дорны Асланзадех пространством «дома» становится пространство языка. В своём проекте «Retracing A Language» она изучает русский, который когда-то знала в детстве. Однако, вместо традиционных учебников она использует минималистичные постеры и коллажи. Ина Отцко (Норвегия) в своей чёрно-белой фотографической серии исследует взаимоотношения человеческой пластики с домашним интерьером.
Своими размышлениями на тему дома в формате видео-произведений также поделятся Йоханнес Жерар (Германия/Нидерланды) и Лейя Мона Тавил (США), а художницы Агате Симон (Франция) и Грейс Юна Ким (США) представят партисипаторные перформансы.