Меню

Бумага-2

18 декабря — 15 мая 2022
Художников, отобранных для второй экспозиции серии выставок «Бумага» характеризует, прежде всего, тяга к эксперименту в технологиях и в формообразовании, хотя в начале творческого пути они пробовали себя в традиционных техниках на бумаге.

Владислав Макаров (1950 г.р.)

Обращается в своем творчестве к диалогу с музыкальными инструментами и прежде всего к своему любимому инструменту - виолончели, на которой он экспериментирует и играет с музыкантами мировой величины. В визуальных произведениях Владислав Макаров предпринимает попытку осмысления супрематических исканий великих художников, выбирая в качестве основных материалов бумагу и эмалевые краски, а также сочетая технологии распыления и литья краски с применением одноразовых трафаретов.

В 1950 г. родился в Калуге.

В 1974 г. окончил художественно-графический факультет Смоленского педагогического института.

В 1977 г. переходит к занятиям абстрактной живописью

В 1979 г. начинает публично выступать в качестве виолончелиста-импровизатора

С 1980 г. становится известен как активный представитель альтернативной культуры

В 1980-1982 гг. совместно с «Поп-механикой» выступает на различных фестивалях новой музыки в Ленинграде

В период с 1985 по 1987 гг. вступает в Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства и принимает участие в различных выставках в Ленинграде.

В 1986-1988 гг. выставляет свои картины в рамках проекта «ART of TODAY» в Будапеште.

С 1987 г. принимает участие в выставках независимых художников, которые проходили в Москве, Волгограде, Смоленске, Свердловске, Киеве, Риге.

В 1989 г. проводит первую персональную выставку в Музее Музыкальной культуры в Москве.

В 1990 г. является участником серии концертов в театре «Школа Драматического Искусства» Анатолия Васильева.

В 1992 г. проводит персональную выставку в Городской Картинной Галерее в Смоленске, выставляет нефигуративную живопись в ДК им. Королева в Киеве, а также участвует в перформансе на Российском ТВ, посвященном памяти Дж. Кейджа.

В 1995 г. работы художника экспонировались в Манеже (Санкт-Петербург).

В 1996 г. участвует в «Unsung Music Festival» в Куин Элизабет Холл (Лондон).

С 2000-х гг. активно участвует в проектах и выставках арт-центра «Пушкинская-10» и Музея нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге.

 

Владимир Лисунов (1940-2000)

Экспериментирует с водяными красками и прежде всего с акварелью и тушью, давая им свободу растекаться, не обращаясь к предварительному рисованию. Тем не менее главной задачей он ставит для себя построение мистического пространства, внешне чём-то схожего с мирами Сальвадора Дали, но без видимых реалистических предметов, а по внутреннему содержанию близкого к «Капричос» Франсиско Гойи.

В 1940 г. родился в Ленинграде. Художник с детства обнаружил тягу к рисованию, поэзии, музыке.

В 1958 г. окончил детскую художественную школу и поступил на факультет живописи в Ленинградскую академию художеств, где его учителями были Иогансен, Смирнов, Кипарисов.

В 1965 г. в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности им. С.М. Кирова состоялась его первая выставка.

В 1967 г. - выставка в Тартусском университете (Эстония).

В 1968 г. работы художника экспонировались в МГУ, МИХМ, Ленинградском студгородке.

В 1969 г. - выставка на факультете журналистики в ЛГУ (наст. СПбГУ)

В период с 1968 по 1985 гг. Владимир Лисунов подвергался давлению со стороны властей, так как картины художника шли в разрез с академическими традициями в живописи, а также с советской идеологией. Его неофициальные выставки в мастерской В.А. Овчинникова были разгромлены сотрудниками КГБ, которые срывали картины со стен и портили их. Лисунов, по воспоминаниям современников, встречал этот разбой смехом, чем лишь сильнее разжигал раздражение властей. Ему было запрещено участвовать в экспозициях.

В 1975 г., в период выставки авангардного искусства, Лисунова держали в изоляции на Литейном, 4. Находясь в заточении, он сделал эскиз «Беглеца», ставшего одной из его самых узнаваемых картин.

В 1984 г. Лисунов вступает в объединение художников  «Остров».

С 1985 г. художник снова может полноценно участвовать в выставках.

В 1988 г. он экспонируется в Гавани (Ленэкспо), проводит персональную выставку «Метаморфозы», принимает участие в коллективной выставке в Манеже.

Трагический случай прерывает его планы: 27 июля 2000 г. в результате множественных ножевых ранений Владимир был убит в своей квартире; убийство осталось нераскрытым.

 

Николай Сычев (1948 г.р.)

Долгое время работал главным художником и руководителем отдела эстетики и рекламы фирмы на комбинате «Лаума» в г. Лиепая Латвийской ССР, поэтому в своих произведениях он удачно применяет технологии, свойственные декоративному оформлению тканей для легкой промышленности. Художник также обращается к фотошелкографии, однако использует ее для тиражирования собственных произведений: пейзажей и абстрактных композиций, изображения которых в последствие появлялись на тканях комбината «Лаума».

В 1948 г. родился в Ленинграде в семье джазового музыканта.

С 1960-1963 гг. ходил в кружок рисования во Дворец Пионеров к педагогу С. Д. Левину, воспитавшему целую плеяду ленинградских авангардистов.

С 1963 по 1966 гг. учился в 190-й художественной школе у В. В. Ватенина и М. А. Гольдина.

С 1966 по 1972 гг. – студент художественно-промышленного института (ЛВХПУ).  Получил специальность дизайнера по интерьеру и оборудованию.

В 1967 г. выполнил свои первые абстрактные «космические» композиции.

С 1974 г. был главным художником ДЛТ.

С 1975 г. преподавал основы композиции и рисунка. Создал авторскую методику развития композиционного мышления и воображения, по которой работает до сегодняшнего дня.

В 1976 г. знакомится с художником Евгением Орловым, творческое сотрудничество с которым продолжается более 30 лет.

С 1977 по 1986 гг. – главный художник и руководитель отдела эстетики и рекламы фирмы «Лаума» г. Лиепая.

В конце 1980-х гг. знакомится с Борисом Алексеевичем Смирновым-Русецким и творчеством художников-космистов «Амаравеллы», а в начале 90-х гг. участвует с ним в выставках в Москве и Санкт-Петербурге.

С 1990 г. руководил реставрационными работами в Лиепайском Св. Никольском Соборе, где проектировал иконостас и писал иконы.

С 2000 г. является членом Товарищества «Свободная Культура» и активным участником музейных программ и выставок, будучи главным художником по экспозиции Музея нонконформистского искусства в арт-центре «Пушкинская-10».

 

Вячеслав Шмагин (1951 г.р.)

В бесконечных вариациях применяет находки народных картинок-лубков. В качестве краски использует акварель. Он раскрашивает рисунки, помещенные в лекало из бумаги и затем наклеивает их на форматные листы. Подобная технология создает иллюзию рекламных вывесок конца 19 - начала 20-х веков.

В 1951 г. родился в г. Кимры Тверской области. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года.

С 1975 по 1990 гг. работал преподавателем в Дубненской художественной школе.

С 1979 по 1990 гг. Шмагин был постоянным участником выставок неофициального искусства в Москве и Ленинграде.

С 1983 г. становится членом Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства и участником группы «Пятая четверть» в Ленинграде.

В 1990-е гг. художник принимает участие в выставках нонконформистского искусства фонда «Свободная культура» в Санкт-Петербурге.

В 2003 г. основал собственную студию современной живописи.

В 2015 г.  проводит персональную выставку «Раскрытие» в Самарском областном художественном музее.

В 2018 г. участвует в групповой выставке «Вячеслав Шмагин и его ученики», в которой проявляется преподавательский талант художника. Экспозиция располагалась в студии современного искусства «Подвал 47» (Дубна).

В 2020 г. - персональная выставка «Между реальностью и иллюзией» в Новомосковском историко-художественном музее (Тула).

Весной 2021 г. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина была проведена персональная выставка «Пространство образа».

 

Юрий Капацинский (1948 - 2015)

Будучи превосходным акварелистом, в 1980-х годах переходит к абстрактным экспериментам: смешивая гуашь, акварель, темперу, традиционную пастель и иногда применяя декупаж, художник стремится найти свою собственную технологию и новый стиль современного абстрактного пейзажа.

В 1948 г. Родился в г. Фергана, Узбекистан. Однако большую часть жизни художник прожил в Северной столице, где обучался в изо-студии дворца пионеров и школьников (г. Пушкин) у известного художника Мартынова Николая Устиновича, в Средней художественной школе при Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. В Ленинграде Капацинский также получил высшее образование на факультете промышленного дизайна в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной

Работал на комбинате декоративно-прикладного искусства.

В 1976 г., после знакомства с художником Евгением Орловым, Капацинский сменил направление творческого пути. С этого времени начались их совместные творческие поездки по Русскому северу. Результаты этих поездок — серия картин и этюдов, пейзажей Русского Севера, — были показаны на персональных выставках Капацинского в Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург) и в галерее «Тэрсэус» (Стокгольм).

С тех пор художник так увлекся духовным созерцанием лично увиденного, раскрытием внутреннего зрения, что к публичным, светским выставкам начисто утратил интерес. Его работы радовали только коллег-единомышленников, а их реакции для него было вполне достаточно.

С 1999 г. Капацинский участвовал в выставках Музея нонконформистского искусства и в работе по созданию экспозиций музея.

 

Евгений Михнов-Войтенко (1932 – 1988)

Работая сериями как музыкальными гаммами один из первых пытается найти соитие живописи с музыкой, практически это не афшируя. Основные работы - это ватман (чертежная бумага, темпера и соус). Изобретает свой живописный станок, своего рода кульман, который двигается в разных плоскостях, близких к вертикальным положениям, что способствует фиксируемому растеканию краски. Цвет на работах приглушенный, почти прозрачен, часто появляются расплывчатые знаки, отсылающие к непроявленной каллиграфии , восточному китайскому и японскому искусству.

В 1932 г. родился  в Херсоне (Украина).

В 1935 г. после развода родителей жил у деда в Воронеже.

В 1936 г. переехал к матери в Ленинград.

Во время войны семья была эвакуирована в Казахстан,  г. Семипалатинск.

В 1944 – 1946 гг. жил в Днепропетровске.

В 1946 г. вернулся в Ленинград.

В 1950 г. после некоторых проблем с обучением закончил среднюю школу в Минске, где жили сестры матери.

В 1951 г. поступил в 1-й Ленинградский педагогический институт иностранных языков, на скандинавское отделение переводческого факультета. Занимался спортом – лёгкой атлетикой, волейболом. Увлекался фотографией и музыкой, игрой на рояле.

В 1952 – 1956 гг. занимался в драматической студии в ДК им. Первой Пятилетки.

В 1954 г. поступил на постановочный факультет Ленинградского театрального института, на курс Николая Акимова.

В 1958 г. первые большие работы маслом были представлены на выставке учеников Н.П. Акимова в Доме работников искусств.

В 1958 г. выпустился из театрального института, дипломная работа – «Оформление спектакля по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

В 1958 – 1959 гг. создал крупноформатные «тюбичные холсты» – наносил краску на холст прямо из тюбика, без задействования кисти.

1959 – начал писать нитроэмалью (глянцевая, быстросохнущая краска), которая позволила развить метод жестовой живописи. 

В 1959 – 1988 гг. состоял в штате комбината живописно-оформительского искусства Художественного фонда, но заказов было мало и талант монументалиста не был реализован в полной мере.

В 1960 г. начал работать тушью. Не имея возможности писать крупные произведения (не было мастерской) создавал графические серии.

В 1961 г. занимался оформлением книг Г. Товстоногова «Современность в современном театре» и Г. Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир».

В 1960-е создал серию монохромных рельефных композиций маслом на холсте с помощью мастихина и шпателя.

В 1972 г. открыл для себя новый материал – соус, чем значительно преобразил и расширил свою палитру.

В 1972 – 1975 гг. создал многочисленные работы-посвящения: матери, друзьям, любимым музыкантам, писателям и художникам.

В 1976 г. 16 работ экспонировались на выставке нонконформистов в ДК им. Орджоникидзе. 

В 1978 г. состоялась первая персональная выставка (75 работ) в ДК им. Дзержинского.

Весна 1978 г. была крайне продуктивной – написал 230 произведений. 

В 1982 г. персональная выставка прошла в Москве, в клубе ЖСК «Работники Академии наук СССР».

В 1988 г. отобрал работы для выставки в Хельсинки, но она состоялась уже после смерти художника.

Скончался 2 октября 1988 г.

В 2004 г. работы Е. Михнова-Войтенко экспонировались на Фестивале независимого искусства «Из падения в полет» в ЦВЗ «Манеж».

В 2016-2017 гг. произведения художника из коллекции МНИ были представлены на «Пост-Квартирной выставке» и на выставке Нонконформистского искусства Ленинграда 50х-60х гг. ХХ века в Малом зале МНИ.

 

Алек Рапопорт (1933 – 1997)

Больше экспериментирует с содержанием и формой, технологии же использует в соответствии с выбранным направлением или сюжетом. Начиная от быстрых графических этюдов тушью, копирования офортов и литографий до «сделанных» работ темперой. Переехав в конце 1970-х в США, пробует создавать литографии, однако со временем переходит на масштабные холсты маслом.

В 1933 г. родился в Харькове.

В 1937 г. были репрессированы отец, работавший в Наркомфине, и мать - библиотекарь. Алек остался на попечении тети, которая жила в Киеве.

В 1941 г. вместе с тетей был эвакуирован в Уфу, где и увлекся рисованием.

После войны оказался в г. Черновцы на Западной Украине. Учился в Доме народного творчества у Евгения Яковлевича Сагайдачного, члена авангардных групп 1910-х годов «Союз молодёжи» и «Ослиный хвост».

В 1950 – 1958 гг. учился в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова (Таврическом), с перерывом на службу в армии. Его дипломная работа «Возложение венков на Марсовом поле» была объявлена формалистической.

В 1960-е гг. много занимался самообразованием, изучая литературу и копируя в Эрмитаже старых мастеров. «Ни долгие, тёмные ленинградские зимы, ни подавляющие 1950-е годы не способствовали развитию чувства цвета в моей работе. Цвет пришёл позже через выставки П. Сезанна, Ж. Руо, П. Кончаловского. Копирование в Эрмитаже Сезанна, который дал понимание цветовой структуры, очень убедительно наложившейся на аналитическую систему рисунка, было для меня наилучшей школой живописи».

В 1963 г. окончил художественно-постановочный факультет Ленинградского театрального института, мастерскую Н.П. Акимова. Для подготовки к дипломной работе - оформлению пьесы И.Бабеля «Закат» - углубился в изучение еврейского наследия.

В 1960 – 1970-е гг. стремился  примирить собственное творчество и официальное искусство. Наибольшую возможность давала работа над театральными постановками для Домов народного творчества Ленинграда и театра в Волхове.

В 1965 – 1968 гг. преподавал в Серовском училище, где использовал курс пропедевтики Акимова, ввёл в новый курс «Техническая эстетика» элементы бионики, знакомил учеников с «Модулором» Ле Корбюзье, с учебными упражнениями Баухауза, с русским конструктивизмом, русской иконой, с современным искусством Запада. В результате был уволен за «идеологическую диверсию».

В 1974 г. принял участие в выставке неофициального искусства в ДК им. Газа.

В 1975 г. принял участие в выставке в ДК «Невский», затем в ряде квартирных выставок Ленинграда и Москвы.

В 1974 – 1976 гг. стал одним из организаторов группы ленинградских еврейских художников АЛЕФ.

В октябре 1976 г. художник с женой и сыном эмигрировали. Полгода провели в Италии, где А. Рапопорт участвовал в Венецианской Биеннале 1977 г.  и сделал телевизионную передачу о нонконформистском искусстве в СССР.

В 1977 г. семья поселилась в Сан-Франциско (США).

В 1977 – 1978 гг. сопровождал передвижную выставку группы АЛЕФ, известной в Америке как «12 from the Soviet Underground», в гастролях по США.

В 1980-е гг. участвовал в многочисленных выставках Сан-Франциско и др. городах США, путешествовал по Европе, в частности, Испании.

В 1992 г. создал художественную группу «Санкт Петербург – Сан-Франциско».

В поздние годы стремился к добровольному одиночеству и писал картины на Библейские сюжеты.

4 февраля 1997 г. скончался в своей мастерской в Сан-Франциско, за работой, едва успев начать новую «Троицу».

В 2004 г. работы Алека Рапопорта экспонировались на Фестивале независимого искусства «Из падения в полет» в ЦВЗ «Манеж».

В 2016-2017 гг. произведения художника из коллекции МНИ были представлены на «Пост-Квартирной выставке» и на выставке Нонконформистского искусства Ленинграда 50х-60х гг. ХХ века в Малом зале МНИ.

 

Евгений Тыкоцкий (1941-2019)

В начале 1970-х годов работает в графических мастерских художественного фонда РСФСР В Москве. Серьезно увлекается тиражной графикой, в графических сериях экспериментирует с офортом, акватинтой, сухой иглой. В эти же годы создает огромные количество своих лучших графических серий, совмещая офорт с сухой иглой. В дальнейшем с переездом в Ленинград увлекается пастелью, а в конце 1980-начале 1990-х живописью и больше к тиражной графике не возвращается.

В 1941 г. родился в городе Собинка, Владимирская область.

С 1944 г. жил в Орехово-Зуево, затем в Курске, Сумах, Бабушкине.

В 1959-1960 гг. учился в МИСИ им. В.И. Ленина.

В 1961 г. поступил в Московский педагогический институт на художественно-графический факультет, учился с перерывом на службу в армии. Окончил в 1969 г.

С 1969 г. начал выставляться на московских официальных и «квартирных» выставках («салон» Ники Щербаковой).

С начала 1970-х гг. занимается офортом. В графике художник обрел темы, персонажей и систему выразительности, которую позже перенес в живопись.

С 1975 г. является членом Московского отделения Союза художников.

С 1984 г. участвует в выставках Товарищества экспериментального изобразительного искусства.

В 1980-1990-е гг. в работах Тыкоцкого появляется определенная социальность. В 1980-е фигурирует милиционер в качестве страшного человека, а в 1990-е появляются молодчики в красных рубахах, с топорами, олицетворяющие жестокую жизнь, угрозу, нависшую над беззащитными героями.

С 1990 г. - принимает участие в групповых выставках Товарищества «Свободная культура».

В 1999 г. в Музее нонконформистского искусства выставляется живопись и графика художника.

В 2001 г. - персональная выставка «Детская комната» в Музее нонконформистского искусства. Куратор: Н.Ю. Жвитиашвили (отдел новейших течений Государственного Русского музея). Экспозицию выставки составили живописные холсты, выполненные в период с середины 1970-х по 2001 гг. «Я живу и, значит, я играю. Играю так, как играют дети: вроде бы понарошку, а на самом деле — всерьез» (Евгений Тыкоцкий, о выставке «Детская комната»).

В 2011 г. - персональная выставка в пространстве Арт-слой (Арт-центр «Пушкинская-10»).

В 2019 г. в галерее Арт-Лига была проведена выставка художника под названием «Я вернулся из странствий», на которой экспонировалась ранняя графика Тыкоцкого.

Зимой 2021 г. Музей нонконформистского искусства вновь экспонировал работы Евгения Тыкоцкого на его персональной выставке «Дорога их дом». Идейным центром выставки стал мотив дороги, являвшийся связующим символом творчества художника.

 

Иван Без (Аладышкин) (1981 г.р.)

Историк по образованию. Создает серии графических листов, напоминающих анатомический атлас , перефотографированный черно-белой пленкой. Художник рисует гелевой ручкой и создает совместно с печатником Барановым литографии как бы исторических хроник, выпущенных на перфорированную ленту.

В 1981 г. родился в г. Иваново.

В 1997-98 гг. увлекся тату-культурой, рисовал для многих татуировщиков города.

В 2003 г. закончил исторический факультет ИвГУ.

В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Отечественная история».

С 2007 г. начал выставлять свои работы в качестве художника-графика. Также с 2007 г. работает доцентом Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и, не оставляя своей выставочной деятельности, занимается дальнейшим развитием выбранной художественной графики. Участвует в групповой выставке в художественном музее в г. Иваново.

В 2008 г. проходят три персональные выставки художника: в ВЗ «Вернисаж» (Санкт-Петербург), в галерее «Коридор» (Санкт-Петербург) и в художественном музее (Иваново). Иван Без также принимает участие в групповой выставке в Союзе Художников (Санкт-Петербург), экспонируется в IV Международной биеннале графики (Санкт-Петербург).

В 2009 г. В Смоленске была проведена персональная выставка Ивана под названием «Очередной никчемный концепт, или взгляд Постороннего». В этом же году художник проводит персональную выставку в До-галерее (Санкт-Петербург), участвует в двух групповых выставках: «Заводной апельсин» в художественном музее (Иваново) и экспозиция в Союзе Художников (Санкт-Петербург).

В 2010 г. в Арт-галерее Романовых (Красноярск) состоялась персональная выставка художника «Емкость никчемных концептуальностей». «Следуя посторонним размышлениям, не ищите в представленных работах какого-либо осмысленного содержания, они самодостаточны в своей никчёмности и видимой концептуальности», - комментирует художник.

В 2011 г. в Малом зале Музея нонконформистского искусства прошла выставка Антропофобия. Экспозиция включала в себя графические работы, созданные в период с 2006 по 2010 гг.